свежие новости читать
свежие автомобильные новости
Пятница, 15 Декабрь 2017 

ВАЗ-2101 "копейка": история модели или как мечта стала реальностью

К началу 70-х годов прошлого столетия автомобильная промышленность СССР сильно отставала от ведущих в этой отрасли мировых держав – США, ФРГ, Франции, Японии и т



ВАЗ-2101 "копейка": история модели или как мечта стала реальностью

Flat Road | Автомобильные новости

К началу 70-х годов прошлого столетия автомобильная промышленность СССР сильно отставала от ведущих в этой отрасли мировых держав – США, ФРГ, Франции, Японии и т.д.: автомобилизация страны проходила крайне медленно, да и то, что было предложено массовому покупателю, не отличалось каким-то разнообразием и техническим совершенством - сказывалось действие плановой экономики.

Существовали также другие более важные для государства причины, которые требовали решения: соревнование с Западом, увеличение экспортного рынка, но главной проблемой, сильно волновавшей руководство страны, был дефицит товаров, из-за которого у советских граждан скопилось огромное количество неиспользуемых средств, и такой желанный предмет, как автомобиль, подходил как нельзя идеальнее. Поэтому сразу же наметились два пути решения задачи. Первая была предложена председателем Совмина СССР Косыгиным: он сказал, что советский автопром безнадёжно отстал и требует помощи в виде нового завода и лицензионного автомобиля, однако министр оборонной промышленности Устинов предложил противоположный вариант решения - он сказал, что зачем нужно строить новый завод, когда можно осовременить уже существующие. Были приняты оба варианта, и теперь каждый из министров развивал свою концепцию.



С чего начинается «Лада»?

На роль советского народного автомобиля претендовали множество как европейских, так американских и даже азиатских компаний, но по техническим, экономическим и политическим причинам был выбран именно Fiat. Конструкция итальянской машины была проще, чем у остальных предложенных вариантов, Fiat-124 также стал «автомобилем года 1966»; но, наверное, главной причиной стало то, что только Туринский концерн имел опыт строительство заводов под ключ. Однако итальянская машина требовала серьёзной доработки: первое, что не устроило советскую сторону, было то, что малолитражка на Дмитровском испытательном полигоне просто начала разваливаться, поэтому первым делом усилили кузов, сомнения также создавал нижневальный двигатель – бесперспективная конструкция с точки зрения дальнейшей модернизации, из-за чего мотор был заменён. Также добавились:

1) барабанные тормоза вместо дисковых на «Фиате»;

2) буксировочные проушины;

3) клыки на бамперах;

4) новые травмобезопасные ручки дверей;

5) другой салон — всего в конструкцию итальянской машины было внесено более 800 изменений, благодаря чему Fiat 124 превратился в ВАЗ-2101.

Конструкция «Жигулей» абсолютно классическая – переднее продольное расположение силового агрегата, задний привод, четырёхступенчатая механическая коробка. Однако в момент появления первых машин на наших дорогах она казалась чем-то внеземным: у новой машины была лучшая динамика в сравнении с отечественными аналогами, автомобиль легко заводился зимой, впервые появилась система охлаждения закрытого типа с применением только антифриза. Были уже и вообще космические вещи, пепельницы, например. В общем, не будет преувеличением сказать, что с появлением первенцев Волжского Автомобильного Завода к нам пришли не столько новые легковушки, сколько новые технологии, благодаря которым вся советская промышленность смогла сделать шаг вперёд, причём не только автомобильная.

Новая машина была представлена в трёх вариантах: седан ВАЗ-2101, универсал ВАЗ-2102 и «люксовый» вариант седана ВАЗ-2103. Универсал ВАЗ-2102 оказался кстати в стране, в которой хорошо были развиты частное подсобное хозяйство и теневая экономика, а количество серийных моделей универсалов можно было сосчитать по пальцам одной руки. Помимо надстройки в задней части кузова, ВАЗ-2102 отличается от ВАЗ-2101 складывающимся задним диваном, новой задней оптикой, другим замком открывания задней дверцы и подсветкой номерного знака, расположенного в нижней части ручки открывания задней двери, кстати, опущенной до уровня заднего бампера для удобства погрузки-выгрузки.


В 1974 году появился ещё один вариант серийной машины – обновлённый седан ВАЗ-21011 - конструкторы завода понимали, что на конвейер поставлена быстроустаревающая модель, из-за чего она может в ближайшем будущем потерять существенную часть экспортных позиций, поэтому было принято решение её немного осовременить.

Первое, что подверглось модернизации, это двигатель – его объём был расточен с 1200 см? до 1300 см?, появились также сдвоенный бачок тормозной жидкости, со световой индикацией уровня тормозной жидкости, изменённые приборная панель, расшивка дверных карт, ручки стеклоподъёмника, форма торпедо, вместо кнопки омывателя появилась лаконичная педаль.

Изменения экстерьера сводились к следующему: количество вертикальных прутьев в решётке радиатора стало более частым (с 9 до 19), под ней теперь красовались четыре отверстия вентиляции двигателя, изменилась форма эмблемы, исчезли клыки с бамперов – их заменила лаконичная чёрная полоса, передние габариты переехали в блок фар основного света, а передние подфарники стали оранжевыми, задние катафоты перебрались в блок задних фонарей – на их месте красовались шильдик «LADA1300» и фонарь заднего хода, перекочевавшие из-под заднего бампера, на задних стойках крыши образовались решётки салонной вентиляции, зеркало заднего вида переместилось с крыла на дверь и стало прямоугольным. Существовала также модель ВАЗ-21013 со всеми атрибутами ВАЗ-21011, но с двигателем базовой модели.

Подведём итог

Мысленно историю отечественной автомобильной промышленности можно разделить на две части – до появления ВАЗ-2101 и после. Достаточно сказать, что легендарная «копейка» была первой машиной, ради которой переписывались стандарты, строились новые заводы — обычно было всегда наоборот.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
    ЕЩЕ НОВОСТИ ИЗ РУБРИКИ Обзоры: